Кэпачок (cap_freedom) wrote,
Кэпачок
cap_freedom

Как создавалась легендарная "Техасская резня бензопилой "

                   

«Техасская резня бензопилой» – культовый слэшер, который оказал огромное влияние на последующие американские фильмов ужасов того времени. А главный злодей картины – Кожаное лицо стал настоящей иконой американских хорроров. В этом году выходит новая часть под названием «Кожаное лицо», которая станет приквелом к оригинальному фильму 1974 года. Судьба у этой серии довольно непростая и сегодня мы вспомним как начиналась легенда.

Фильм создавался в необычное время. Традиционные ужасы с призраками, вампирами и зомби были уже не так интересны и не особо будоражили публику. Правда, в конце 60-х тема оживших мертвецом была относительно популярна, когда за неё взялся Джордж Ромеро.

Однако уже в начале 1970-х гг. стали появляться фильмы ужасов, похожие на современные слэшеры, где главными злодеями были именно обычные люди без сверхспособностей и прочей мистики. Самым первым фильмом подобного рода можно считать дебютную работу Уэса Крэйвена «Последний дом слева», вышедший в 1972 году. Главными злодеями там были как раз обычные преступники, которые очень жестоко расправлялись со своими жертвами, кстати, именно в этой киноленте использована бензопила в качестве оружия убийства.

 

Примерно в это же время молодой режиссер Тоуб Хупер, имевший небольшой опыт в создании полнометражных фильмов, решил при помощи своих коллег снять нечто подобное. Долго думать над идей для сценария не пришлось. Хупер вспомнил истории, которые ему рассказывали родственники про знаменитого убийцу Эда Гейна. Этот маньяк настолько прославился своими жестокими преступлениями, что его имя стало настоящим кошмаром для американцев. Но, кроме этого, будущий режиссер признавал в различных интервью, что его всегда пугала техасская глубинка.

Понятное дело, что кинолента «Последний дом слева» оказала большое влияние на «Техасскую резню бензопилой», но для будущей картины требовалось, что-то иное и более необычное. Поэтому особое внимание уделили главному злодею, который значительно отошел от шаблонов того времени. Фактически Кожаное лицо (он же Бубба Сойер) – это несчастный сумасшедший дегенерат, рожденный в семейке полоумных каннибалов. По большому счету, главные злодеи фильма – это его старшие братья: Дрейтон Сойер и Наббинс Соейр, обладающие большой властью над ним.

 

Гуннар Хансен, исполнивший роль Буббы, считал, что персонаж просто большой ребенок, который боится чужаков и убивает их из-за страха перед ними или под давлением своих безумных родственников. Чтобы Бубба как-то отличался от других киношных злодеев ему придумали особый образ, который стал визитной карточкой этого персонажа. Во-первых, это его кожаная маска, её появление вдохновлено преступлениями Эда Гейна. Он по слухам, также снимал кожу своих жертв. Но самым главным символом, без всякого сомнения, является бензопила. Идея её использования стала возможным после того как её увидел режиссер в хозяйственном магазине.

Надо признать, что настоящим ужасом был не сам фильм, а его съёмки, происходившие просто в форс-мажорных обстоятельствах. Самый страшный удар создатели получили, когда первый актер, который должен был играть Кожаное лицо просто ушел в запой, но тут, к счастью, подвернулся Гуннар Хансен. Он хоть и не был профессиональным актером, но к своим обязанностям относился вполне серьезно.

Тоуб Хупер искал на роль злодеев именно чудаков или просто фриков. Большинство актеров в фильме – новички, которые не имели особого отношения к кинематографу. Одной из таких удачных находок стало появление в фильме Эдвина Нила, сыгравшего Наббинса Сойера (он же Попутчик). Сам Эдвин был ветераном войны во Вьетнаме, а роль Попутчика стала первой серьезной работой в кино. По слухам, образ придурковатого Наббинса он создал благодаря своему родственнику, который страдал от психического заболевания.

 

Еще более интересным персонажем стал 120-летний дедушка, глава дома Сойеров. Его сыграл никому не известный Джон Дуган, которому реально пришлось страдать на сьемках фильма. А дело в том, что для его персонажа придумали очень сложный грим, он застывал чуть ли не 24 часа, а ведь во время создания фильма царила жуткая жара. Духота, постоянная вонь, а также крайне низкий бюджет заставлял группу работать на всю катушку. А проблем меньше не становилось, хотя это были цветочки по сравнению с тем, с чем пришлось столкнуться Хуперу после окончания работ.

Чем же важен фильм «Техасская резня бензопилой» для жанра хоррора? В первую очередь главное значение картины состоит в том, что она сформировала правила для идеального слэшера. Во-первых, именно здесь появился злодей с характерной маской, которую он никогда не снимал. Это уже после премьеры фильмов появились подражания на эту тему. До этого особого ажиотажа вокруг этой детали не было. Во-вторых, у Кожаного лица имелась очень проблемная семья.

Не удивительно, что эту идею потом на вооружение взяли создатели Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса и других киношных маньяков. Но самое главное, что у злодея была своя визитная карточка в виде бензопилы, которая стала его основным орудием. Нужно ли говорит о том, как с этой деталью поступили создатели вышеназванных злодеев? Также многие считают, что в этом фильме в полной мере раскрылось еще одна характерная черта для слэшеров, которую на Западе называют «Final Gir». Этот термин обозначает девушку, единственную выжившую в финале фильма. Едва ли главная героиня киноленты Салли Хардести была первой в своем роде, но то, что она оказала немалое влияние на формирование подобного образа – неоспоримый факт.

  

Конечно, сейчас фильм не выглядит таким шокирующим, как раньше, но в то время его появление вызвало настоящий переворот в мире кино. Бюджет фильма не достигал 100 тысяч долларов, а в прокате был собранно свыше 30 миллионов! И это при том, что первоначально никто не хотел покупать фильм! Тоубу Хуперу в итоге пришлось связаться с очень сомнительными людьми, которые позже фактически присвоили себе всю прибыль от фильма.

Пока съемочная группа воевала за свои кровные, критики и простые телезрители пытались понять смысл сюжета. Разумеется, некоторые особо нежные рецензенты взвыли и стали обвинять фильм в пропаганде жестокости, но в целом первые отзывы были умеренно-положительными. С другой стороны, многие пытались понять смысл этого фильма. Зрители и критики выдвигали целые теории. Одни считали, что история являет собой мрачную сатиру на патриархальные порядки и прочие духовные ценности жителей юга США. Некоторые альтернативно одарённые решили, что отрицательные персонажи фильма – это жертвы капитализма, которые стали на путь каннибализма из-за экономических неурядиц. Кстати говоря, в ремейке 2003 года эта идея стала основой для сюжета.

 

Хотя, на мой взгляд, особого тайного смысла здесь нет. Просто Тоуб Хупер решил материализовать свои страхи перед техасской глубинкой с помощью киноленты. Идея для фильма оказалась удачной и в результате появилась целая кинофраншиза. Но самое главное, что «Техасская резня бензопилой» по-новому помогла взглянуть на зарождающий жанр слэшер, который вскоре переживет настоящий рассвет. Каким будет новый фильм – пока неизвестно, но хотелось бы верить, что он воскресить прежний дух оригинальной ленты.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments