Кэпачок (cap_freedom) wrote,
Кэпачок
cap_freedom

Хроники MASH. Часть вторая.

Или как создавался фильм Военно-полевой госпиталь.



Продолжаем наш разговор о франшизе MASH. Первую часть вы сможете прочитать здесь, а сегодня мы поговорим об экранизации романа Ричарда Хукера MASH: A Novel About Three Army Doctors. Кинолента вышла в довольно неспокойное для США время, страну сотрясала Вьетнамская война, массовые антивоенные выступления, неформальные группировки, которые также вносили свою лепту в культурную жизнь страны. Именно в то время вышел роман Хукера, который через некоторые время стал бестселлером.

Экранизации этой книге мы обязаны продюссеру Инго Премингеру и сценаристу Рингу Ларднеру. Последний как раз сумел адаптировать книгу под сценарий для фильма. Но съемки оказались кошмарными для актеров и создателей. А дело в том, что режиссером стал Роберт Олтмен, который имел достаточно сомнительную славу экспериментатора в кинобизнесе. Также привык он всегда находится в оппозиции своим боссам, но тут была и еще одна проблема. Олтмен по большому счету не имел опыта в создании полнометражных и высокобюджетных фильмов. До этого он снимал различного рода короткометражки. Методы съемки фильмов у него были своеобразными, что едва не погубило фильм и его карьеру.


Главные герои фильма: капитан Джон Макинтайр и капитан Бенджамин Пирс

Отношения с актерами также были напряженными, особенно сильно он не поладил с исполнителем главной роли Дональдом Сазерлендом, который периодически писал жалобы на него. Но кинобосы на них не обращали особого внимания, хотя вылететь из проекта у Олтмена были все шансы, но его спасло то, что студия, где он работал снимала более масштабные проекты и им было просто не до съемок MASH. Еще забавным фактом стало противостояние Роберта Олтмена и сценариста Ларднера. Последний обвинил режиссера в том, что он фактически полностью переделал сценарий. Сама съемка фильма была хаотичной и актеры, а также работники съемочной площадки постоянно импровизировали. Почему-то Олтмен всегда стремился экономить и в итоге вся группа жила в партизанских условиях, но несмотря на все сложности фильм был снят.

Что же в итоге получилось? Фильм, конечно, получился достаточно неоднозначным и его сложно отнести к какому-либо жанру. Если уж быть совсем объективным, то это и драма, и комедия, и антивоенная сатира. Надо признать, что задумка Олтмена оказалась удачной, если книга воспринималась, как сборник врачебных баек, то фильм реально получился антивоенным и довольно злым. В какой-то мере такой успех был обеспечен благодаря актерам, которые, кстати, в большинстве своем были неизвестны широкой публики. Сюжет фильма не сильно отличался от книги, но в итоге пару сюжетных линий так и не попали в кино, а некоторых персонажей заменили.


Полковник Генри Блейк на своем рабочем месте

Зато в фильме осталась главная тема книги - противостояние Системе и военным бюрократам. Неудивительно, что Пентагон был сильно недоволен фильмом и даже пытался его запретить, это, кстати, потом могло случится и с сериалом, мол, он духовные скрепы американской армии подрывал, но видимо самому Богу было угодно, чтобы фильм, а потом и сериал вышли на ТВ.

Сюжет истории сразу показывает на сколько сильно наплевать главным героям на армейские правила и порядки. Вот хирурги Бенджамин Пирс (Соколиный глаз) и Дюк Форрест похищают армейский джип и спокойно едут в госпиталь 4077 наплевав на все правила. А в госпитале такой же веселый персонал, которым полностью наплевать на уставщину, но, конечно, там есть люди, которые не разделяют такие взгляды. Начальник лагеря Генри Блейк руководит всеми врачами не и с кабинета, а из своей постели, где кроме него еще уютно расположились любовницы и бутылки шампанского. Главный капеллан пьет наравне со всеми и охотно участвует во всех мирских радостях.


Майор Бернс отправляется в желтый дом на отдых

Забавно, но в отличии от сериала здесь нет положительных персонажей, все врачи циники, бабники и всем абсолютно наплевать на войну и политику. Оно и понятно, ведь им приходится работать в абсолютно в адских условиях, где постоянно царит смерть и пренебрежение к человеческой жизни. В этом смысле фильм получился куда мрачнее, чем сериал. Да, персонажи там не ангелы, но единственное, что их извиняет, так это их таланты, которые помогают спасти жизни солдатам.

Жизнь в лагере не простая, дикие нравы, жестокие розыгрыши. Как и в книге главным противником героев становится майор Бернс - типичный военный, который по недоразумению стал врачом. Он глуп, набожен и насквозь лицемерен, но самое страшное заключается в том, что он полностью некомпетентен и любит сваливать ошибки на персонал. Надо отдать должное актеру Роберту Дювалю, который сумел создать образ настоящего подонка, в котором нет ни капли совести. В сериале то Бернс больше похож на мелкого пакостника, а тут настоящая сволочь, сумевшая объединится с еще большой сволочью женского пола - майором Халлиган , которая практически не отличается майора Бернса. Вместе они пытаются навести порядок в лагере, но их образ жизни и менталитет приводят только к трагедиям. В итоге хаос, царящий в госпитале, все-равно побеждает злой дух Бернса и изгоняет его навсегда.


Это сцена одна из лучших в своем роде, которая порадирует знаменитую библейскую тему

Майор неприятная фигура, спора нет, но главные герои словно камикадзе стремятся сами найти неприятности, то они в Японии подставят коррумпированного офицера, то во время футбольного матча они при помощи некой инъекции выводят из строя вражеского игрока. Война страшное дело, но чтобы сохранить рассудок иногда приходится расслабляться именно таким способом. Понятно, что фильм не мог отражать реалий полевых госпиталей, поведение главных героев слишком абсурдны, чтобы быть реальностью. Вот критика войны - это главная цель фильма, неудивительно, что все профессиональные военные практически всегда выглядят идиотами, а сама идея патриотизма полностью скомпрометирована, а герои только и стремятся покинуть это место, кстати, их сложно винить за это.

Хорошим ли получился фильм? На самом деле, это сложный вопрос. Кино снято так, что для человека, который не знаком с первоисточником это произведение может оказаться либо слишком непонятным, либо скучным. Для восприятия фильм очень тяжелый. Даже удивительно, что фильм сумел собрать столько наград и стать настоящей классикой американского кино. Однако для большинства зрителей все-таки фильм не так известен. Главной вехой в развитии этой франшизы стал сериал MASH, о которой мы поговорим в следующей статье.
Tags: m.a.s.h., история, обзоры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments